Программа действий

Союза производственных компаний и предпринимателей России

«Страна живет – пока работают заводы»

15,774,446 россиян трудятся на 6,019,798 малых и средних предприятиях России. Это 19% от всех трудовых ресурсов Российской Федерации. Фактически, каждый 5-ый россиянин трудится в сфере малого и среднего бизнеса.

Если же считать занятых в МСБ из числа тех, кто работает в реальном секторе, т.е. не является госслужащим, силовиком или работником госкорпораций, процент будет еще выше, около 30%.  Особое место среди них занимают производственные компании, как предприятия имеющие стратегическое значение для развития экономики России.

Однако, среди многочисленных исследований вы не найдете официальной статистики по производственному малому и среднему бизнесу. Кроме устаревших данных Росстата за 2014 год, в открытом информационном поле полностью отсутствует упоминание о производственных малых компаниях в России.

Почему мы придаем большое значение именно этому сектору экономики? Есть несколько причин.

На данный момент производственный бизнес развивается не благодаря, а вопреки.

Нет ни одного фактора, который бы стимулировал развитие производства. Зато куча демотивирующих факторов — высокие ставки по кредитам, постоянное повышение тарифов, кадровые проблемы, схлопывание привычных рынков сбыта, административные барьеры. Учитывая, что в отличии от торговли и сферы услуг производственный бизнес имеет две дополнительные существенные нагрузки в виде инвестиций в основные средства и закупку сырья — ситуация становится удручающей.

Казалось бы, есть позитивный фактор, который произошел за счет снижения курса рубля – освободились от импорта многие рыночные ниши, логично было бы бросить силы российского производства на их замещение. Но данный процесс движется крайне медленно из-за вышеприведенных причин.

На данный момент производственный бизнес в России — удел энтузиастов, которые не гонятся за сверхприбылью, а просто делают дело, вкладывают в это дело душу и не афишируют свои проблемы, предпочитая решать их самостоятельно, тратя время, которое можно было бы посвятить развитию производства, на преодоление искусственных барьеров.

Производители более зависимы от административного давления, в отличии от торговли. При возникновении конфликтных ситуаций они не могут быстро вывезти товар, сдать арендуемое помещение и уехать в другой регион. Ведь станки в карман не положишь. К тому же социальная ответственность работодателя перед своими работниками для них не пустой звук.  Именно поэтому, производители, зачастую, вынуждены идти на компромиссы с чиновниками в ущерб своим интересам.

Для выражения своих интересов российскому производственному МСБ необходим коллективный рупор, который озвучивает проблемы и потребности производителей на любой уровень государственной машины. Так появилась идея создания ООР «Союз производственных компаний России».

В ноябре 2016 года 46 регионов провели учредительный съезд Общероссийского объединения работодателей «Союз производственных компаний и предпринимателей России». 

Первая задача была сформулирована следующим образом: выявить экономически успешные, показывающие рост на протяжении 3х лет, предприятия с выручкой до 2 миллиардов для понимания потенциального поля объединения наших усилий.

Наша команда создала информационно-аналитическую платформу «Реальный сектор». На основе платформы путем компилирования 42 экономических показателей предприятий был получен ранкинг производственных малых и средих компаний России, Глубина анализа деятельности предприятий —  3 года. Они выбраны из 8 миллионов компаний России, имеющихся в официальной базе Росстата и Единого реестра субъектов МСП.

26816 производственных компаний вошли в данную выборку.

Платформа получила патенты и была признана инновационной системой сбора данных. В частности это позволило на базе платформы создать рейтинг малых инновационных производственных компаний «ПромЛидер» для Фонда содействия инновациям.

На основе ранкинга создан реестр потенциальных экспертов по производственной тематике.

Руководители предприятий, показавшие себя в качестве успешных «капитанов» производственных компаний в непростой экономической ситуации, стали основой Общероссийской экспертной платформы «Союз производственных компаний России» (СПКР).

Опираясь на сообщество экспертов, мы видим своей задачей работу по следующим проектным направлениям:

★★★

1. Финансы для производства

Что надо сделать:

Развернуть парадигму Институтов развития малого и среднего предпринимательства – от работы с единичными просителями к работе с массивом компаний, являющихся лидерами российской экономики в сфере производства среди малых и средних компаний. Необходимо:

  • провести исследование отраслевой специфики, понять какие затраты в какой области производства являются наиболее существенными;
  • рассмотреть каким образом можно развернуть текущие программы поддержки производственных МСП для удовлетворения их наиболее актуальных потребностей;
  • провести «ревизию» существующих программ поддержки МЭР РФ, Минпромторга РФ, Фонда развития промышленности, Фонда содействия инновациям, фондов с участием РВК, фондов, организованных при поддержке АСИ, программ Корпорации развития МСП, банковских программ крупнейших банков России для производственных малых и средних российских компаний;
  • выделить малые и средние производственные компании, работающие в сфере станкостроения, провести работу с Институтами поддержки МСП по приоритетному включению этих компаний в их программы поддержки;
  • привлечение венчурных инвестиций в проекты малых и средних производственных предприятий, имеющих потенциально «прорывные» технологии, но не имеющие возможности отработать их самостоятельно.
★★★

2. Оборудование

Что надо сделать:

Создать условия при которых бы обновление станков и оборудования один раз в 3-4 года стало бы обычным процессом для всей массы малых и средних производственных предприятий, а не целым событием, которым по сути является сейчас.

  • Изучить потенциал положительного влияния Региональных лизинговых компаний, Фонда развития промышлености, специализированных программ ВЭБа и проч. на решение проблемы замены имеющегося оборудования на оборудование последнего поколения.
  • Создать единую базу нового и б/у оборудования, внедрить механизм «коллективной» закупки, позволяющей существенно снижать цену на оборудование.
  • Создать единый реестр производителей оборудования в России.
  • Выстроить отношения с иностранными производителями оборудования, не производящегося в стране, но необходимого малым и средним производственным компаниям.
  • Построить систему иностранных представительств для обхождения барьеров, выстраиваемых государственными органами зарубежных стран, которые не позволяют местным производителям прямую продажу оборудования последнего поколения (в основном касается промышленно развитых стран Западной Европы, США и Японии)
★★★

3. Сбыт

Что надо сделать:

Необходимо «развернуть лицом» к лучшим малым и средним производственным компаниям рынок российского государственного и корпоративного заказа, который оценивается в 32 триллиона рублей ежегодно.

  • Централизованная, ежедневная и планомерная работа с руководством крупных государственных компаний (таких как Газпром, Роснефть, РЖД и проч.);
  • Организовать взаимодействие с отделами закупок крупных компаний с целью определения потребностей крупных компаний;
  • Разработать нормы и механизмы, ограничивающие возможности крупных компаний проводить закупки у единственного поставщика, объединенные закупки по «не коррелирующимся» между собой позициям (например, ложки и электрогенераторы);
  • Предавать гласности, общественному вниманию, обращать внимание органов власти РФ на наиболее вопиющие примеры «сомнительных закупок»;
  • Организовать действующую структуру зарубежных представителей, задачей которых будет продажа продукции малых и средних производственных компаний по всему миру, организация адресных встреч между российскими и зарубежными предприятиями;
  • Внедрить на законодательном уровне систему, позволяющую без ограничений и с легкостью экспортировать продукцию производственных малых и средних компаний Росси по всему миру.
★★★

4. Административные барьеры

Что надо сделать:

Провести работу по выявлению дублирующих функций надзорных органов, активно вносить в Госдуму, Аппарат Президента РФ, в Правительство РФ правки в действующее законодательство, регламенты служб и ведомств.

  • Выявить органы власти, структуры и ведомства, имеющие наибольшее влияние на малый и средний производственный бизнес, оценить негативные и позитивные последствия данного влияния, предложить в Правительству РФ варианты сглаживания «перегибов» и наоборот усиления взаимодействия по тем направлениям работы госструктур, в развитие которых положительно повлияет на развития производства;
  • Разработать механизмы взаимодействия между органами власти и предприятиями производственного сектора, при которых обе стороны оказываются в ситуации «win-win»;
  • Создать реестр проблематики, возникающей у производственных предприятий МСП при взаимодействии с государственными органами, министерствами и ведомствами на федеральном и региональном уровне;
  • Участие в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • Разработать меры стимулирования муниципалитетов и регионов РФ, которые бы позволили включить соревновательный механизм в привлечении производственных субъектов МСП на места.
★★★

5. Монополизм

Что надо сделать:

Разработать, проводить через Госдуму РФ, нормативы, правила и регламенты, позволяющие ликвидировать искусственные барьеры, выстроенные монополиями федерального и регионального уровня для малого и среднего производственного бизнеса.

  • Активно лоббировать и внедрять через малые и средние производственные компании в регионах альтернативу выработки и получения тех ресурсов, которые на текущий момент необходимы и могут быть приобретены производственными предприятиями только у монополистов;
  • Организовать постоянное взаимодействие с ФАС РФ по темам борьбы с картельными сговорами монополистов;
  • Законодательно закрепить нормы, стимулирующие производственные предприятия малого и среднего бизнеса, применять в процессе своей работы альтернативные и/или экологичные источники получения электроэнергии, воды, тепла и проч.;
  • Развивать проекты, дающие в результате своей реализации альтернативу ж/д перевозкам с целью снижения тарифов, улучшения качества и снижения сроков доставки грузов АО «РЖД» (дроны, экранолеты и экранопланы, автоматизированные автопоезда, работа с авиаперевозчиками и проч.).

Работа по данным задачам идет через проекты, в которых уже сегодня вы можете принять участие, получив статус эксперта Общероссийского объединения работодателей “Союз промышленных предприятий России”.

Поделиться: