Объединение автопроизводителей России (ОАР) просит правительство вмешаться в процесс обсуждения реформы господдержки промышленности. Соответствующее письмо направлено первому вице-премьеру Антону Силуанову.

Нерадужные перспективы

Участники ОАР опасаются, что исчезнут ключевые меры субсидирования, заложенные в том числе в проект бюджета на 2019−2021 годы. По их мнению, реформа устанавливает «непрозрачный механизм предоставления бюджетных грантов, не привязанных к фактическим затратам предприятий и распределяемых в зависимости от коэффициента прироста объёмов выручки». По их мнению преимущество получат лишь новые игроки за счёт эффекта низкой базы, а автопром ждёт «падение производства и продаж, приостановка реализации уже запущенных проектов и отказ от дальнейших инвестиций со стороны крупнейших инвесторов.

По предложению Минэкономразвития, Минпромторг может распределять субсидии для автопрома через специнвестконтракты, по категориям. Выделяемые деньги должны быть разделены на «инвестиционные» и «инновационные» контракты.

«Новая система господдержки позволит более чем на 60% увеличить объёмы производства продукции с высоким уровнем добавленной стоимости», — отмечает вице-премьер Дмитрий Козак.

Как в капле воды

Ситуация автопрома отражает положение в отечественной промышленности в целом.

В марте 2017-го начался рост продаж, причём основным драйвером стали меры по его стимулированию, например, популярная программа «Деньги за автохлам» или льготные автокредиты, предусматривающие субсидирование до 6,7% от процентной ставки банка (позже они были отменены). До этого отрасль пережила самый затяжной, четырёхлетний, кризис в своей истории. Однако в 2018 году, по оценкам экспертов, объёмы финансирования автомобильной отрасли сократились более чем вдвое.

В 2017 году Минпромторг обещал сохранить поддержку отдельных отраслей промышленности (автопрома, лёгкой промышленности, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения), несмотря на то, что поддержка шла в рамках антикризисного плана. Ныне он завершён. В бюджете для автопрома выделили 107 млрд рублей. Кроме того, в последние годы правительство неоднократно декларировало налоговые послабления и пониженные кредитные ставки для предприятий «в целях создания благоприятного инвестиционно-инновационного климата».

«Промышленность не находится в отрыве от других видов экономической деятельности: если рост ВВП — около ноля, то и с ней вряд ли может происходить что-то хорошее. У нас традиционно высокий уровень налогообложения. Более того, налоговая нагрузка растёт, что недопустимо в условиях, когда темпы экономического роста минимальны. А мы повышаем НДС на два процентных пункта, повышаем акцизы, вводим разные неналоговые платежи», — сетует директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.