В бум цифровой экономики требуются новые компетенции и умения. Стремительное развитие технологий влечет отставание от образования. Любые знания устаревают через 2-3 года. В начале года Всемирный банк представил доклад, в котором обозначил отсутствие непрерывного образования как основную преграду для быстрого развития экономики в России.  Чтобы не быть в аутсайдерах и успевать за быстро меняющимся миром, мы должны постоянно развиваться и прокачивать свои скиллы. 

Очевидно, что кадровый голод, который испытывает сейчас наша экономика — результат несоответствия программ обучения, не отвечающих новым реалиям экономики. А эти реалии наступят очень быстро, я думаю в течение трех лет.

Возьмем, к примеру, производственный бизнес России. Что происходит на данный момент? По результатам опроса института Гайдара 23% промышленных компаний упомянули нехватку квалифицированных кадров, сдерживающие развитие бизнеса.

Сегодня рост производительности труда, в условиях 4-й промышленной революции, обеспечивается за счет внедрения новых технологий и роботизации. Вообще, роботизация — тренд к которому нужно подстраиваться уже сейчас. По прогнозам экономистов, к 2020 году стоимость промышленных роботов снизится до 80%, что несомненно приведет к массовому переходу предприятий на автоматизацию.

Если мы рассмотрим данный тренд с точки зрения кадрового вопроса, то мы увидим, что произойдет сильнейшее сокращение персонала. Кадры могут быть вытеснены программным обеспечением, нейросетями, искусственным интеллектом. Например, один из производственников Подмосковья рассказывал, что завод с численностью 815 человек, после автоматизации будет обслуживаться 17 специалистами. Места рабочих займут программисты и операторы контроля качества, обладающие более продвинутыми знаниями. С одной стороны, новые технологии снижают потребность в людских ресурсах, с другой — повышают планку требований к качеству инженерных и рабочих кадров и, соответственно, к качеству системы профессиональной подготовки.

Я считаю, что корень проблемы  лежит не в дефиците кадров, а в квалификации. Система образования отстает от потребностей бизнеса.  Потребности экономики с точки зрения подготовки кадров развиваются гораздо быстрее. Раньше токарь точил детали на станке вручную. Сегодня современный токарь – это программист с совсем другими навыками. Мы видим, что время создает запрос на высококвалифицированных специалистов с необходимыми знаниями и компетенциями, отвечающие мировым стандартам.

Сегодня конкурентноспособность экономики определяется наличием высококвалифицированных кадров.  Уже для всех стало очевидно — чтобы не оказаться на обочине нужно подстраиваться под тренды.   Система образования должна перезагрузиться и включиться в гонку создания специалистов под задачи цифровой экономики. Формировать кадры нужнов соответствии с глобальными технологическими вызовами.

Начинать изменения производственных процессов за счет внедрения современных цифровых технологий, решений Индустрии 4.0 и IoT следует с перестройки программ учебных заведений, готовящих специалистов для промышленности. Технологии меняются так быстро, что студенты  на выходе становятся не компетентными. Знания должны опережать время.

В вечной борьбе белых и синих воротничков побеждают, так называемые, «серые». В эпоху глобальной автоматизации будущее за специалистами в высокотехнологичных областях, которые с новых технологий на «ты». Мы видим, что появляются новые профессии: проектировщики роботов, инженер-композитчик, токарь и фрезеровщик XXI века, сварщик XXI века, мехатроник, робототехник, специалист по управлению жизненными циклами, мейкер.

Но даже те вузы, которые стремятся следить за современными трендами и обучают новым технологиям – не успевают.  Все, что студенты изучали на первом курсе —  устаревает уже на третьем. Чтобы подготовить новый учебный курс, с разработкой программой, ее обкаткой, нужно 1.5-2 года. К моменту, когда готовый курс начинают слушать студенты, он уже морально устаревает. Тогда выстраивается логичная модель: в вузе студент получает фундаментальные знания, а потом в другом формате —хакатона или мейкерского центра, изучает новейшие технологии и оттачивает свое мастерство.

Не все учебные заведения подстраиваются под будущую повестку. К примеру, по форсайт-прогнозам будущее промышленности за мейкерами (человек, который делает высокотехнологичные вещи своими руками), но ни один вуз не готовит таких специалистов.  Обучиться технологиям виртуального прототипирования в машиностроении можно только в Политехе.

Но есть и положительная тенденция. Базовое образование по профессиям будущего: «роботехник» «супервайзер оборудования», «специалист по композитам» «промышленный дизайнер» —  можно получить практически во всех ведущих технических вузах.

 России катастрофически не хватает квалифицированных рабочих рук – известная проблема.  Для ее решения нужен комплексный подход. Профориентация должна идти непрерывной нитью во всем процессе обучения. Кадровый вопрос с будущими специальностями можно решить скоординированным взаимодействием вузов и бизнеса, участвующего в разработке образовательных программ и предоставляющего вакансии для выпускников. Работодатель должен четко формулировать навыки и умения, которые  требуются  от выпускников, а система образования синхронизироваться под его запросы.

Я считаю, что популяризация рабочих профессий должна стать приоритетом всей системы образования. Одним из инструментов ее решения я вижу в чемпионате WorldSkills, который погружает в реальные условия будущей профессии и дает серьезный импульс для развития профессионального образования в России. Владимир Путин в одном из поручений Федеральному Собранию упомянул результаты участия в чемпионатах Worldskills как один из критериев качества подготовки кадров.

Несмотря на то, что Россия присоединилась к международному движению WorldSkills недавно — прогресс на лицо. По итогам национального чемпионата, прошедшего в Абу-Даби, сборная России завоевала 1 место по количеству баллов и 5 место в медальном зачете.  Впервые за всю историю участия в WorldSkills российская команда, которая оказалась одной из самой многочисленной,  принимала участие в состязаниях по каждой из компетенций. Ребята получили 21 медальон за профессионализм, показав   всему миру высокий уровень российских профессиональных компетенций.

Очевидно, что с помощью чемпионата можно перестроить систему подготовки кадров и привести ее в соответствие с мировыми стандартами. Готовить специалистов, которые будут нужны сегодня и завтра. Экономике нужны сотни, тысячи, сотни тысяч таких специалистов. Победители со временем могу готовить будущие кадры в роли экспертов и  наставников. Чемпионат WorldSkills это доступ к лучшим кадрам, которые надо тиражировать.

Такой формат, как WorldSkills, также частично решает одну из насущных проблем образования — практико-ориентированность. К сожалению, в процессе обучения теория доминирует над практикой. Работодатель вынужден переучивать вчерашних выпускников, а  это долго и затратно. Экономию на переподготовке владельцы предприятий могут вложить в развитие бизнеса или повышение зарплат персонала.

Чтобы выпускники приходили с нужным набором компетенций — нужна дуальная система обучения. Накачиваться теорией в ссузах, а  оттачивать навыки на производстве. Я считаю, что базовые профильные учреждения должны работать в тесном взаимодействии с промышленными предприятиями. Я думаю и компании будут в этом заинтересованы. Для будущего работодателя  важно, чтобы потенциальные работники обладали высоким уровнем знаний и профессиональных компетенций.

Например, чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech привлекает в партнеры промышленные предприятия и дает возможность отточить полученные навыки в реально производственных условиях, на конкретном оборудовании, которое может быть востребовано на производстве.

Очевидно, что с помощью чемпионата можно перестроить систему подготовки кадров увидеть плюсы и минусы системы образования и привести ее в соответствие с мировыми стандартами. Готовить специалистов, которые будут нужны сегодня и завтра. Чемпионат WorldSkills это доступ к лучшим кадрам, которые надо тиражировать.

Благодаря чемпионатам мы видим  недостатки действующей системы среднего профессионального образования. Сегодня нужно готовить такие кадры, которые могут работать с самыми передовыми технологиями не только сегодняшнего, но и завтрашнего и даже послезавтрашнего дня. Так что нашей образовательной системе надо решительно избавляться от присущей ей инерционности, сформулировать кадровые потребности и приступить к модернизации системы.

Это всего лишь одна из составляющих большого комплекса мер, необходимых для ликвидации кадрового голода. Популяризация рабочих профессий – очень важная, но далеко не единственная мера. Нужен комплексный подход,  который должен проводиться в общегосударственном масштабе на протяжении многих лет.

Пока у нас еще есть время – необходимо в рамках правительственной программы по цифровой экономике создать всероссийский реестр профессий, которые сегодня еще в планах, а через 3-5 лет уже будут востребованы на конкретных предприятиях. Производственные компании и другие отрасли экономики заинтересованы в том, чтобы к моменту всеобщей автоматизации уже были готовы специалисты под будущие рабочие места. Для вузов реестр поможет скорректировать учебные программы под нужды реального сектора, а выпускники получат гарантированные рабочие места.

 Подготовка кадров, отвечающие запросам завтрашнего дня,  позволит получить конкурентные преимущества в будущем. Потому что, когда новые компетенции окажутся на пике своей востребованности, наша страна будет к этому готова.

Председатель общероссийского объединения работодателей

«Союз производственных компаний России» 

Газизов Азат Халилович