Как повысить эффективность институтов развития на федеральном и региональном уровнях? Как наладить взаимодействие и координацию деятельности институтов развития? Кто осуществляет постановку целей и задач для них?

На эти вопросы искали ответы на круглом столе  по оценке эффективности деятельности институтов развития малого и среднего предпринимательства.

В роли экспертов выступили: член Центрального штаба ОНФ, председатель «Союза производственных компаний России» АЗАТ ГАЗИЗОВ, аудитор Счетной Палаты РФ СЕРГЕЙ АГАПЦОВ, директор департамента развития МСП и конкуренции Министерства экономического развития РФ МАКСИМ ПАРШИН, Генеральный директор АО «Корпорация МСП» АЛЕКСАНДР БРАВЕРМАН.

Мнение регионов представляли руководитель рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» в Республике Башкортостан ДЕНИС МУСИН, директор Фонда поддержки предпринимательства Республики Крым ДМИТРИЙ ЗЕЛЕНСКИЙ, руководитель Корпорации развития предпринимательства Ульяновской области РУСЛАН ГАЙНЕТДИНОВ, председатель Ханты-Мансийского регионального отделения «Опора России» ВЛАДИМИР ЗИНОВЬЕВ, а также предприниматели из 12 регионов.

В конференции также приняли участие представители аппарата Президента, Правительства Российской Федерации.

В рамках к подготовке круглого стола Союз производственных компаний России провел конференции в 20-ти регионах страны: от Крыма до Сахалина, где был проведен   анализ эффективности региональной господдержки.  Собранная проблематика послужила катализатором проведения рабочей встречи  с федеральными и региональными институтами развития.

Предприниматели  не в курсе

Модератор конференции Азат Газизов отметил, что созданная система господдержки похожа на темный лес, по которому предприниматели, зачастую, просто блуждают, не зная, что и где искать.

Оценить эффективность деятельности институтов развития сложно  по нескольку причин.

Во-первых, отсутствие четкого закрепления понятия, критериев, функций институтов развития.  Нет единого мнения что считать «Институтом развития».  Нет единого перечня институтов развития.  Отсюда и расхожесть в цифрах. Например, аналитический центр «Союза производственных компаний России», выявил 1671 организацию, обладающую признаками институтов развития. И это цифра не окончательная.

Во-вторых, отсутствие четко определенных критериев эффективности деятельности институтов развития.

По каким критериям оценивать? Почти все институты развития публикуют на сайтах отчеты о своей деятельности за год, приводят собственные или согласованные с уполномоченными органами KPI. Но проблема в том, что целевые показатели могут занижаться, завышаться или вовсе отменяться.

Опираясь на полученную обратную связь Азат Газизов выделил несколько проблем, которые имеются в связке взаимодействия «предприниматель – Институт развития»:

  1. низкая информированность предпринимательского сообщества об имеющихся программах поддержки.

По данным Росстата менее трети МСП (31,5%) знают о существовании программ господдержки. Результат опроса ОНФ показал, что 51% респондентов не знали о мерах поддержки.

  1. низкая узнаваемость институтов развития, особенно в регионах

 Согласно опросу ОНФ, 72 % опрошенных не имеют никакого представления о федеральных Институтах развития.

  1. отсутствие единого информационного канала, консолидирующего и систематизирующего данные о всех Институтах развития

На сегодняшний день нет сервиса, который охватил бы более 50% МСП.

Привязка рубля к результатам

Аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов отметил настораживающую динамику в сфере малого и среднего предпринимательства. Доля субъектов МСБ растет, а вот число занятых падает.

 «За январь-февраль 2018 г. количество МСП увеличилось на 65,3. При этом ССЧ занятых сокращается на 55 тысяч. Количество зарегистрированных устойчивыми темпами растет, а количество занятых сокращается. Парадоксальная ситуация. Как это понимать? Насколько это отражает реальную картину развития бизнеса?», — сетовал аудитор.

Сергей Агапцов озвучил проблемы, которые Счетная Палата РФ вывила при проведении контрольных и экспертных мероприятий. 

  1. Отсутствие скоординированной политики. Взаимосвязь между основными документами стратегического планирования в сфере МСП практически отсутствует.  Показатели эффективности, установленные в стратегических документах, не связаны друг с другом. Оценить конкретное влияние госпрограмм на достижение целевых показателей стратегии развития МСП невозможно.
  2. Не проводится комплексный экономический анализ при обосновании выделяемых из бюджета денег.
  3. Многоканальность финансирования и разноплановый характер критериев результативности затрудняет осуществление оценки эффективности.

Сервисная модель поддержки бизнеса

Максим Паршин рассказал про проекты, которые реализует Минэкономразвития.

  1. Прямые субсидии остались в прошлом. Связано это с внедрением сервисной модели. Суть ее в том, что предприниматель в любом регионе должен иметь возможность получить все необходимые услуги для старта и развития в одном месте.
  2. Разработан фирменный проект «Мой бизнес». Внедрение единого бренда для обозначения всех мер поддержки, реализуемых в рамках федеральной Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, будет способствовать повышению узнаваемости и информированности граждан о деятельности органов власти и объектов инфраструктуры поддержки бизнеса, направленной на развитие предпринимательского сектора.
  3. Разработаны методические рекомендации по информированию институтов развития в соцсетях. По итогам будет составлен рейтинг регионов степени информированности: что они делают в целях донесения информации до предпринимателя.
  4. Внедряется проектный подход в развитии бизнеса. Наличие разработанного проекта станет одним из критериев оценки заявок регионов на получение субсидии из федерального бюджета в рамках программы поддержки МСП Минэкономразвития России.
  5. Введен принцип наставничества и кураторства. За каждым успешном регионом будет закреплен, регион, который пока отстает.

Закупки и Программа 6.5%

Александр Браверман отметил, что базовое направление Корпорации МСП – создание рынка для субъектов МСП по закупкам у крупных корпораций.  Когда начинали деятельность, объем закупок составлял 64,7 млрд. рублей (1 млрд долларов США).   Сейчас это 2,98 трлн. рублей. Таким образом, создана улица с двусторонним движением. Теперь субъекты МСБ могут поставлять свою продукцию, которая востребована. Крупные корпорации поняли, что продукция их удовлетворяет по параметрам: качество, время поставки, цена.

Суммарная поддержка, оказанная Корпорацией, за 3 года составила 680 млрд. рублей. Значительная часть поддержки, оказываемой Корпорацией МСП  была за счет программы льготного финансирования.  По Программе 6.5% аккредитовано 47 банков.  Из выделенных 25, 7 млрд. рублей на реализацию Программы выбрано все, что говорит о её востребованности.

А. Браверман согласился, что нужно создавать единый портал, который объединит все меры поддержки и институты развития. Корпорация МСП готова туда входить, всеми ресурсами, включая финансовые.

Экспертный Совет в поддержку бизнеса

Участники конференции озвучили проблемы, с которыми сталкиваются при взаимодействии с институтами развития. Так, Владимир Зиновьев поднял проблему работы кредитных организаций, которые препятствуют пользованию инструментов господдержки.  Денис Мусин отметил, что предприниматели боятся идти за господдержкой, т.к боятся проверки правоохранительных органов. Подтвердил тезис и Руслан Гайнетдинов, который отметил, что на предпринимателя заводят уголовные дела за невыполнение установленных показателей.

По итогам круглого стола  принято решение о создании экспертного совета при рабочей группе ОНФ «Честная и эффективная экономика» по оценке эффективности деятельности институтов развития.

«Для того, чтобы повысить эффективность мер поддержки, оказываемой малому и среднему бизнесу, мы создаем экспертный совет, который бы оценивал эффективность деятельности институтов развития МСП: анализировал существующие механизмы поддержки, готовил предложения по изменению нормативно-правовой базы, вел общественный контроль за созданием единого реестра институтов развития на базе существующих ресурсов, а также выстраивал бы работу между федеральными и региональными институтами. В состав экспертного совета, как ожидается, войдут эксперты Народного фронта, а также представители профильных ведомств», — резюмировал Азат Газизов.