Республика Крым стала 17-м регионом, где оценили эффект от предоставленных бизнесу льгот и преференций. Кроме полуострова, аналогичные конференции прошли по всей стране — от Сахалина до Симферополя.

Количество бизнесменов на полуострове растёт, суммы от государства выделяются с каждым годом всё большие, но вот доля предпринимательства в ВВП страны остаётся недостаточно высокой. Насколько эффективны программы поддержки малого и среднего бизнеса в Крыму? Хорошо ли информированы о них местные предприниматели? Ответы на эти вопросы искал Союз производственных компаний России совместно с профильными фондами и крымчанами.

Об эффективности господдержки через призму налоговых поступлений получателей поддержки рассказал член председатель правления Союза производственных компаний России Азат Газизов.

Для оценки охвата получателей поддержки аналитический центр Союза производственных компаний России проанализировал данные бухгалтерских отчетов 90 компаний, получивших в 2014-2016 году финансовую поддержку от государства.

Что мы увидели?

  • 3 получателя (3,33%) не сдали бухгалтерскую отчетность
  • 2 получателя (2,22%), ликвидированы или находятся в процессе ликвидации
  • В 2017 году регион отказался от финансовой невозвратной поддержки
  • Средняя доля получателей невозвратной финансовой господдержки составляет только 0,05%
  • На реализацию программы развития предпринимательства в  Республике Крым с 2013 по 2017 г. было выделено 672 млн. млн руб.
  • На прямую невозвратную финансовую поддержку субъектам в виде грантов и субсидий выделено 55,7 млн. руб
  • Республика превысила плановый показатель   МСП на 1000 человек (46 против общероссийских 42)
  • За последние годы количество МСП выросло с 26 тыс. до 87,8 тыс.
  • Самая популярная программа поддержки – предоставление грантов на начало ведения хозяйственной деятельности (21 получатель)
  • Коэффициент уникальности получателей поддержки– 1,02

Азат Газизов акцентировал внимание, что сегодня остро стоит вопрос о том, какие виды поддержки наиболее эффективны – невозвратные (гранты) или инфраструктурные. По мнению региональных властей, поддержка бизнеса эффективнее через возвратные финансовые средства и инфраструктурную поддержку.

Развитие малого и среднего предпринимательства замминистра экономического развития РК Татьяна Малий назвала приоритетным направлением деятельности Республики. С каждым годом на полуострове все больше предпринимателей. Отчасти это связано с созданием условий для выхода бизнеса из тени.

«Крым — один из немногих регионов Российской Федерации, где больше половины населения занято в сфере малого и среднего предпринимательства. В связи с этим для нас приоритетным направлением является поддержка развития МСП», — заявила Татьяна Малий.

Участники конференции обсудили работу федеральных и региональных институтов развития и провели сравнительный анализ эффективности инфраструктурных и финансовых инструментов поддержки.

Сейчас в Крыму действуют 5 организаций по поддержке бизнеса. В Крыму большое внимание уделяют бизнес-образованию. Под руководством Дмитрия Зеленского в регионе успешно работает Фонд поддержки предпринимательства Крыма, который проводит обучающие семинары для действующего бизнеса. В прошлом году представители фонда объехали с образовательными программами все муниципалитеты республики, провели порядка 200 мероприятий. По словам предпринимателей, эффект от таких семинаров в разы больше, чем от финансовой поддержки.

Доступность финансовых ресурсов – одна из главных проблем крымских предпринимателей. Возвратные формы поддержки — получение поручительств и микрозаймы под льготный процент пользуются огромным спросом, но выделенных средств не хватает.  

 «Зачем создавать новые площадки? Зачем распылять ресурсы?  Дайте эти средства на те площадки, которые востребованы у предпринимателей.  Где четко понятно прописаны правила, где они применяются, а средства возвращаются», — отметила руководитель Фонда микрофинансирования предпринимателей Республики Крым Валентина Аленина.

Как отметили предприниматели, работу федеральных институтов развития, которые хорошо капитализированы в отличие от республиканских, в регионе не чувствуют.

 «В регионах мы видим слабую информированность бизнеса об услугах институтов развития. Думаю, наш опрос «Узнаваемость институтов развития для предпринимателя», который мы запустили на сайте zonaproma.ru, это подтвердит. Получается такая картина: у нас есть институты развития, на них выделены деньги, а люди об этом просто не знают. Это говорит об их недоработке. Мы хотим установить обратную связь между ними и предпринимателями в регионах. Мы будем работать на то, чтобы институты развития сменили парадигму: чтобы не предприниматели за ними бегали, а чтобы они повернулись лицом к бизнесу и предлагали ему свои услуги», – резюмировал Газизов.

 

ВГТРК Крым. Насколько эффективны программы поддержки крымского бизнеса?

Фото: Фонд поддержки предпринимательства Крыма